Калачакра

Калачакра С начала и до конца присутствие на посвящении Калачакры включает в себя визуализации — мысленные представления*. Прежде всего, английское слово, обозначающее зрительное представление, visualisation - визуализация не передает полного значения санскритского или тибетского термина, поскольку соответствует работе только со зрительной сферой. Однако практика мысленного представления включает в себя виды, звуки, запахи, вкусы, физические ощущения, умственные чувства, такие как радость, и чувство того, кто мы и где находимся, что находится вокруг нас и что происходит.

 Слово imagination, «воображение», возможно, ближе к этому значению. Воображение — это не просто интеллектуальная деятельность, при которой мы стараемся ввести в фокус внимания мельчайшие детали умственного образа. Это процесс полного преобразования, вовлекающий в равной степени и ум, и сердце, и ощущения, и чувство самотождественности, и пространственную ориентацию. В рамках тантрического контекста для успешного мысленного представления чего-либо требуются два главных фактора: ясность видимости и гордость.


«Гордость» означает уверенное чувство или ощущение тождественности. Во время мысленных представлений мы стараемся почувствовать, что наш духовный мастер и мы сами действительно являемся образами Будды, место, где мы находимся, это действительно мандала, а то, что мы рисуем как происходящее, случается по-настоящему.
 В начале намного более важно иметь эту гордость или чувство действительности, чем иметь ясность деталей. Сосредоточиться на создании глубокого чувства тождественности и местонахождения нас самих и нашего учителя. Наш духовный мастер — это Калачакра, образ Будды. Неважно, можем мы видеть его или ее с двадцатью четырьмя руками, не это составляет суть дела. Суть дела — это чувство, распознание этого человека как совершенно Пробужденного существа. Мы пребываем в символическом мире Калачакры.

* - пример визуализации


16 СОН:   Много людей. Они идут влево вокруг площади. Сновидящий не в центре, а сбоку. Люди говорят, что гиббон должен возродиться. Здесь квадрат (площадь) появляется впервые. Предположительно он возникает из круга с помощью четверых человек. ( Это будет подтверждено позже.) Подобно lapis, tincturarubea (Красная тинктура [лат.] Алхимический термин, синоним камня философов, конечный продукт Великого Делания. ) и aurum philosophicum, квадратура круга всерьез занимала средневековые умы. Это символ opusalchymicum (рис. 2), так как он раскалывает первоначальный единый хаос на четыре элемента и затем объединяет их в высшее единство.
Единство представлено кругом, а четыре элемента - квадратом, площадью. Производство одного из четырех - это результат процесса возгонки и сублимации, который принимает так называемую "циркулярную" форму: дистиллят подвергается воздействию различных форм возгонки так что "душа" или "дух" будут выделены в их чистейшем виде. Продукт обычно называется "квинтэссенцией", хотя это ни в коем случае не единственное название для вечно вселяющего надежду и никогда не обнаруживаемого "Единого". Он имеет, как говорят алхимики, "тысячу имен", как и primamateria.

kalachakra
Рис. 2. "Все существует в троице, но только в четверице обретается радость". (Квадрирование круга) - Jamsthaler, Viatorium spagyricum (1625)

Генрих Кунрат так сказал о циркулярной дистилляции:
"Через Круговращение или Круговое Философское вращение квартернера оно возвращается обратно к высочайшей и чистейшей Простоте сверхсовершенной Всеохватывающей Монаде... Из грубого и нечистого Единого грядет "сверхчистое и утонченное Единое" и так далее. Душа и дух должны быть отделены от тела, а это все равно что смерть: Поэтому Павел из Тарса говорил: Cupio dissolvi et esse cum Christo. Поэтому, дорогой мой Философ, должен ты поймать Дух и душу Магнезии".
Дух (или дух и душа) — это ternarius или число три — который должен быть первым отделен от своего тела и после очищения последнего, влит в него обратно. Очевидно, тело — четвертое. Здесь Кунрат ссылается на пассаж из Псевдо-Аристотеля, где круг, возрождаясь из треугольника, вписывается в квадрат. Эта круглая фигура, вместе с Уроборосом — драконом, заглатывающим свой хвост — основная алхимическая мандала.
Более специфическая ламаистская мандала обычно содержит квадратную в плане ступу. Мы можем видеть из мандал, выполненных в твердом материале, что это действительно план строения. Квадрат также передает идею дома или храма, или внутреннего, обнесенного стенами пространства (см. изображение слева). Согласно ритуалу, ступы всегда нужно обходить вправо (т.е. по часовой стрелке.), потому что движение влево - зло. Левая, "дурная" сторона - сторона бессознательного. Следовательно, движение влево равносильно движению в направлении бессознательного, тогда как движение вправо "верно" и направлено к сознанию. На Востоке содержания бессознательного постепенно, через длительную практику, приняли определенные формы, которые должны быть приняты как таковые и сохраняться в сознании.
Йога, поскольку мы знаем ее как установившуюся практику, во многом продвигается тем же путем: отображает фиксированные формы в сознании. Ее наиболее важная Западная параллель — Exercitia spiritualia ( Духовные упражнения [лат.] )Игнатия Лойолы, которая аналогично отображает на психе фиксированные концепции о спасении. Эта процедура "правильная", поскольку символ все еще действительно выражает бессознательную ситуацию. Психологическая правильность Восточной и Западной йоги прекращается только тогда, когда бессознательный процесс, предвидящий предстоящие изменения сознания, настолько развился, что отбрасывает тени, значение которых уже адекватно не выражается традиционными символами или рассогласовано с ними. Тогда и только тогда можно сказать, что символ потерял свою "правильность".

kalachakra
Рис. 4. Квадрирование круга превращает два пола в единое целое. - Maier, Scrutiniumchymicum (1687)

Такой процесс отмечает постепенное изменение на протяжении веков восприятия мира в человеческом бессознательном и ничего не может поделать с интеллектуальным критицизмом такого восприятия. Религиозные символы являются феноменом жизни, очевидными фактами, а не интеллектуальными убеждениями. Если Церковь долго цеплялась за идею, что солнце обращается вокруг земли, а затем отказалась от этого в девятнадцатом веке, она всегда может сослаться на психологическую правду того, что для миллионов людей солнце действительно вращается вокруг земли, и что только в девятнадцатом веке человечество достаточно уверилось в планетарной природе земли.
К сожалению "правды" нет, если нет людей, способных это понять. Предположительно обход квадрата в левую сторону показывает, что квадрирование круга — стадия на пути к бессознательному, точка перехода, ведущая к цели, лежащей пока вне его. Это один из тех путей к центру не-эго, которые были проторены средневековыми исследователями при производстве lapis.
Rosarium гласит: "Из мужчины и женщины сотвори круг и извлеки четырехугольник из этого, а из четырехугольника — треугольник. Сделай круг и ты будешь иметь философский камень" (рис. 2, 4).
Символизм ритуалов возрождения, если воспринимать его всерьез, ведет далеко за пределы архаичного и инфантильного к врожденному психическому типу, который является результатом и вкладом всей жизни предков вплоть до животного уровня - отсюда символика предков и животных. Ритуалы являются попытками устранить раздел между сознанием и бессознательным, действительным источником жизни, и дают возможность создать нечто вроде воссоединения личности с родиной предков, инстинктивный склад характера. Будь эти ритуалы возрождены, они не принесут определенных результатов, они должны были не только исчезнуть в доисторические времена, но так никогда и не смогут выдвинуться на первое место. Наша предыстория доказывает, что даже если сознательное мышление ушло далеко от древних концепций ритуалов возрождения, бессознательное все равно стремится к ним в снах.
Справедливо, что без качеств автономии и автаркии.
( Самоудовлетворение [греч.] ) не будет сознания совсем, однако, эти качества также означают опасность изоляции и застоя, так как, отсекая бессознательное, они приводят к отщеплению инстинкта. Потеря инстинкта - это источник нескончаемых ошибок и неудач.
В конце концов факт присутствия сновидящего "не в центре, а сбоку" подчеркнуто указывает на то, что случится с его эго: оно больше не сможет требовать центрального места, а будет заранее удовлетворено положением спутника, или, по меньшей мере, планеты, вращающейся вокруг солнца. Очевидно, важное место в центре оставлено для гиббона, который вот-вот будет возрожден. Гиббон относится к антропоидам и за счет своего родства с человеком является подходящим символом для той части психе, которая уходит в дочеловеческое. Далее, мы видим на примере кинокефала - или павиана с собачьей головой, ассоциируемого с Тотом-Гермесом (рис.5), высшей из обезьян, известных Египтянам - что его богоподобное родство делает его подходящим символом и для той части бессознательного, которая превосходит сознательный уровень. Предположение, что человеческая психе имеет пласты, лежащие ниже сознания, видимо не вызывает серьезных возражений. Но то, что могут быть также и слои, лежащие выше сознания, представляется предположением, которое граничит с crimen laesae majestatis humanae ( Преступление, заключающееся в оскорблении человеческой природы [лат.] ).
В моем понимании сознание может претендовать лишь на относительно центральное место и следует принять факт, что бессознательная психе превышает его и как бы окружает со всех сторон. Бессознательные содержания привязывают сознание к психическим состояниям, с одной стороны, и архетипическим данным, с другой. Но сознание распространятся вперед интуицией, которая определена частично архетипами и частично подсознательным восприятием, зависящими от относительности пространства и времени в бессознательном. Я должен предоставить читателю после внимательного размышления над этой серией снов и проблемами, которые они открывают, возможность сформировать свое собственное суждение относительно допустимости таких гипотез.

Карл Густав Юнг. Символизм сновидения.