Маха-Шиваратри (ночь великого Шивы) имеет большое значение в этом месте Лингасхана ( местность лингама или фаллоса). Именно здесь Шива возник в виде столба перед Брахмой и Вишну. Здесь также бытует священная традиция, по которой Линга был ниспослан в Муластнам ( буквально: «коренная местность») в это благоприятное время. Когда Брахма и Вишну поприветствовали Шиву и употребили для его
прославления светильники, жертвенные нити, гирлянды, ладан, камфару,
сандаловую пасту и другие прекрасные предметы, которые входят в
жертвенный арсенал для поклонения всеобщему владыке (т.е. Шиве). Все
эти предметы были расставлены там с таким расчетом, чтобы можно было
поклоняться Шиве постоянно. |
День, когда я возник в виде огненного столба, соответстввует звезде Арудра в месяце Маргаширша (ноябрь - декабрь), о мое дитя. И поскольку я появился в виде лингама на поле битвы, это место впредь будет именоваться Лингастхана.» Шивапурана- глава
9. Видьяшварасамхита, том 10-18. |
На закате барабанным боем приглашают духов из окрестных гор в храм Вирупакши на праздник Махашиваратри. Индия. Карнатака. Хампи. Февраль 2004г. |
Обычно Шиваратри приходится на промежуток между двумя периодами Амавасья, т.е. перед индуистским Новым Годом. На этот счет имеется особая причина. Это особый момент, когда совмещаются три орбиты земли, луны и солнца. Именно тогда и начинается для нас Новый Год. Это начало года для небожителей. Таким образом, когда совпадают три ночи - небесная, солнечная и земная - это ночь для нас на земле с 6 часов вечера до 6 часов утра, т.е. ночь Махашиваратри. Махашиваратри, которая прославляется в темную половину месяца, празднуется, когда Чатурдаши , т.е 14 день длится до полуночи, и это путь, который предназначается для нас в этом мире в виде повторного пробуждения в полное божественное сияние - сияние истины. Катхо Упанишада |
Ночь Шиваратри, около 2 часов после полуночи, в храме Вирупакши. Индия. Карнатака. Хампи. Февраль 2004 г. |
«Итак,
поклоняющиеся, будем молиться Шиве, исполняя ритуал, ритуальные
обеты Шиве, чтобы получить благословение его милосердия, молитвы
и мантры вечные во славу Шиве. Шива возликовал при виде
преданности душ и дарует спасение.» Маха Шивапурана. В день Шиваратри храм АруначалаШвар бывает полон многими поклоняющимися, совершающими прадакшину (даяние) в третьей и второй пракарамах. Муластана кишит молящимися, которые стремятся попасть туда на церемонию прославления его имени и особого благославления. Дороги, окружающие святую гору Линга, тоже переполнены поклонниками, совершающими обход Шива Линга. Эта ночь весьма благодатное время для поклонников, обращающимися мыслями к происхождению Линга, восседающему на земле на этом самом месте. Поклонники осознают, что это Лингастхана (место Линги) и стараются исполнить все причитающиеся обряды со всеми необходимыми атрибутами, перечисленными выше, включая также воду и колокольчики. Храм АруначалаШвар был построен у подножия святой горы Аруна Линга. По мере того, как поклонники совершают круговой обход вокруг храма и взирают на строения, воздвигнутые еще в древние времена, они идут вместе с Шивой. По мере того, как они проходят над камнем и под Гопурамом , они присоединяются ко всем своим пращурам в поклонении Шиве. Всем сердцем и душой они прикрепляются к Шиве, освящающему это место.
• Паломничество к священной горе Аруначала, февраль 2004 г. фотоальбом • Шива - (санскр. – «Благой»), источник плодородия и
разрушения мира, персонифицирующий единство противоположностей
аскетического мироотречения и эротической энергетики.
Перевод с английского Зав. Кафедрой языков Южной Азии Ташкентского Государственного Института Востоковедения, профессор Шаматов Вад Насретдинович. |