Маха-Шиваратри (ночь великого Шивы) имеет большое значение в этом месте Лингасхана ( местность лингама или фаллоса). Именно здесь Шива возник в виде столба перед Брахмой и Вишну. Здесь также бытует священная традиция, по которой Линга был ниспослан в Муластнам ( буквально: «коренная местность») в это благоприятное время. Когда Брахма и Вишну поприветствовали Шиву и употребили для его
прославления светильники, жертвенные нити, гирлянды, ладан, камфару,
сандаловую пасту и другие прекрасные предметы, которые входят в
жертвенный арсенал для поклонения всеобщему владыке (т.е. Шиве). Все
эти предметы были расставлены там с таким расчетом, чтобы можно было
поклоняться Шиве постоянно. День, когда я возник в виде огненного столба, соответстввует звезде Арудра в месяце Маргаширша (ноябрь - декабрь), о мое дитя. И поскольку я появился в виде лингама на поле битвы, это место впредь будет именоваться Лингастхана.» Шивапурана- глава
9. Видьяшварасамхита, том 10-18. |
Обычно Шиваратри приходится на промежуток между двумя периодами Амавасья, т.е. перед индуистским Новым Годом. На этот счет имеется особая причина. Это особый момент, когда совмещаются три орбиты земли, луны и солнца. Именно тогда и начинается для нас Новый Год. Это начало года для небожителей. Таким образом, когда совпадают три ночи - небесная, солнечная и земная - это ночь для нас на земле с 6 часов вечера до 6 часов утра, т.е. ночь Махашиваратри. Махашиваратри, которая прославляется в темную половину месяца, празднуется, когда Чатурдаши , т.е 14 день длится до полуночи, и это путь, который предназначается для нас в этом мире в виде повторного пробуждения в полное божественное сияние - сияние истины. День - это время, когда многие из нас должны трудиться, хотя есть и люди, имеющие ночные обязанности. После тяжелых трудов дневных мы стараемся найти время для того, чтобы помочь другим. И в результате, когда наступает ночь, мы начинаем потягиваться и зевать. Многим из нас трудно бодрствовать и мы уже почти засыпаем. Вполне естественно , что устав от своих обязанностей и действий, мы нуждаемся в отдыхе, чтобы встать наутро свежими и бодрыми. И когда благодатная пора Шиваратри наступает, это 6 часов вечера. Хотя многие из нас еще не чувствуют усталости в это время, когда этот период длится весь день напролет и всю ночь, чтобы завершить свой цикл в 6 утра, мы можем оказаться утомленными, т.к. не привыкли обходится без отдыха. Тем не менее, поскольку этот праздник является особым случаем, ночью, посвящаемой Шиве, это, в сущности, время, когда мы должны стараться бодрствовать. Поверь мне, когда мы не спим в эту особенную ночь, это напоминает превращение всего темного в нас в светлое.
Катхо Упанишада |
«Итак,
поклоняющиеся, будем молиться Шиве, исполняя ритуал, ритуальные
обеты Шиве, чтобы получить благословение его милосердия, молитвы
и мантры вечные во славу Шиве. Шива возликовал при виде
преданности душ и дарует спасение.» Маха Шивапурана. В день Шиваратри храм АруначалаШвар бывает полон многими поклоняющимися, совершающими прадакшину (даяние) в третьей и второй пракарамах. Муластана кишит молящимися,
Храм АруначалаШвар был построен у подножия святой горы Аруна Линга. По мере того, как поклонники совершают круговой обход вокруг храма и взирают на строения, воздвигнутые еще в древние времена, они идут вместе с Шивой. По мере того, как они проходят над камнем и под Гопурамом , они присоединяются ко всем своим пращурам в поклонении Шиве. Всем сердцем и душой они прикрепляются к Шиве, освящающему это место.
• Паломничество к священной горе Аруначала, февраль 2004 г. фотоальбом • Шива - (санскр. – «Благой»), источник плодородия и
разрушения мира, персонифицирующий единство противоположностей
аскетического мироотречения и эротической энергетики.
Перевод с английского Зав. Кафедрой языков Южной Азии Ташкентского Государственного Института Востоковедения, профессор Шаматов Вад Насретдинович. |