Алмазная сутраВаджраччхедика - Праджняпарамита - Сутра |
|
||
Субхути, если бы добрый муж или добрая женщина жертвовали бы своей жизнью так же много раз, сколько песчинок в Ганге по утрам, жертвовали бы своей жизнью так же много раз, сколько песчинок в Ганге в полдень, жертвовали бы своей жизнью так же много раз,сколько песчинок в Ганге по вечерам, и если бы они жертвовали своей жизнью бесчисленное число миллиардов и десятков миллиардов раз, и если бы другой человек услышал бы эту сутру и его разум, исполненный верой, не противился бы ее учению, то его счастье превзошло бы счастье ранее упомянутых людей. А тем более это относится к тем людям, которые запишут, возьмут, прочтут, заучат и проповедуют ее другим людям. Субхути, исходя из этого, должно говорить, проповедовать ее. Эта сутра имеет сверхмыслимые, превышающие всякое наименование и безграничные достоинства. Так Приходящий произнес ее для последователей Великой Колесницы ( Mahayana ), для последователей Высочайшей Колесницы. Если будут люди, которые смогут взять ее, прочитать ее, заучить всю ее и проповедовать ее другим людям, то Так Приходящий будет знать всех этих людей, будет видеть всех этих дюдей, и они приобретут неисчислимые, превышающие всякое наименование и безграничные заслуги. Такие люди обретут аннутара-самьяк-самбодхи Так Приходящего.
И по какой причине?
О Субхути, если люди, радующиеся малому Закону, облекаются в воззрение «я», ввоззрение «человек», в воззрение «существо», в воззрение «долгожитель», то они тогда не смогут услышать уже эту сутру и понять ее, не смогут прочитать и заучить ее, не смогут проповедовать ее другим людям. Субхути, все те места, где имеется эта сутра, должны почитаться небожителями и асурами всех мировых периодов. Следует знать, что эти места тогда станут достойными почитания, подобно местам расположения пагод, достойным обхождения вокруг со всевозможными благовониями и цветами. И еще, Субхути, даже если добрый муж или добрая женщина, заучившие, прочитавшие и изучившие эту сутру, будут презираемыми людьми, если эти люди будут презираемы по причине содеяния в прежних жизнях преступных дел,ведущих по пути зла ( Имеется в виду возможность обрести так называемые «неблагие формы перерождения» (т. е. перевоплощение в животное, «голодного дух» или обитателя ада). ), то все равно в этой жизни [следствия ] тех дурных дел будут уничтожены и эти люди обретут аннутара-самьяк-самбодхи.
Субхути, я помню, что в прошлом, бесчисленное количество кальп тому назад, еще до будды, Зажигающего Светильник, всего появлялось восемьдесят четыре тысячи сто миллиардов других, будд, которых я почитал, и это почитание не прошло бесследно. И опять же, Субхути, если какой-нибудь человек в последние времена сможет заучить,прочитать и изучить эту сутру, то полученные им заслуги будут настолько больше моих заслуг от почитания всех будд прошлого, что эти мои заслуги не составят и одной сотой их и все эти заслуги, даже если сосчитать до десяти тысяч или десяти миллионной части, то их нельзя будет и сопоставить с моими. Субхути, если добрый муж или добрая женщина в последние времена заучат, прочтут и изучат эту сутру, то их заслуги будут поистине таковыми, как я сказал. Но будут и люди, разум которых при слушании ее помутится, их обуяют сомнения, и они не уверуют. Субхути, следует знать, что как смысл этой сутры нельзя оценить умом, так и плод ее нельзя оценить умом».
Тогда Субхути спросил Будду: «Превосходнейший в мире, когда добрый муж или добрая женщина возымели мысли об аннутара-самь-як-самбодхи, то в чем должны они пребывать, как должны они овладевать своим сознанием?»
Будда сказал Субхути: «У доброго мужа или доброй женщины, возымевших мысли об аннутара-самьяк-самбодхи, должна родиться такая мысль: "Я должен привести в уничтожение все существа. После же уничтожения живых существ в действительности ни одно существо не бывает уничтожено.
И по какой причине?
Если у бодхисаттвы есть образ "я", образ "человек", образ "существо", образ "долгожитель",то он не является бодхисаттвой. Вот по какой причине, Субхути, в действительности нет никакого способа стать возымевшим мысли об аннутара-самьяк-самбодхи. Субхути, как ты думаешь, Так Приходящий имел ли способ обрести у будды, Зажигающего Светильник, аннутара-самьяк-самбодхи?
— Нет, о Превосходнейший в мире. Если я уяснил смысл сказанного Буддой, то Будда не имел способа обрести у будды, Зажигающего Светильник, аннутара-самьяк-самбодхи».
Будда сказал: «Это так, это так. В действительности, Субхути, нет никакого способа, которым Так Приходящий мог бы обрести аннутара-самьяк-самбодхи. Субхути, если бы был способ, которым Так Приходящий мог бы обрести аннутара-самьяк-самбодхи, то будда, Зажигающий Светильник, не мог бы сказать обо мне "В будущем ты станешь буддой по имени Шакья-Муни". И таким образом, в действительности нет способа обрести аннутара-самьяк-самбодхи. И по этой причине будда, Зажигающий Светильник, сказал обо мне: "В будущем ты станешь буддой по имени Шакья-Муни".
И по какой причине?
Так Приходящий — это Таковая Истина всех "законов" ( чжу фа жу-и, бхута-татхата (bhutatathate) всех дхарм. Бхута-татхата — «действительная таковость», «сущностная таковость». Данное высказывание связано с махаянским учением о «дхармакае» будды, о будде как об абсолюте. Таким образом, по учению сутры, слово «татхагата» (Так Приходящий) следует понимать в смысле абсолютной реальности «дхармового тела будды», оно соотносится с понятиями «татхата», «реальность», «вещи, как они есть в действительности», «вещь в себе». ).
Если люди говорят, что Так Приходящий обрел аннутара-самьяк-самбодхи, то в действительности нет способа, которым мог бы Будда обрести аннутара-самьяк-самбодхи. В том аннутара-самьяк-самбодхи, которое обрел Так Приходящий, нет ни действительного, ни "пустого". И по этой причине Так Приходящий учил, что все "законы" являются "законами" Будды. Субхути, то, о чем говорят как обо всех законах, не есть все "законы". Субхути, это можно сравнить с человеком, обладающим огромным телом».
Субхути сказал: «О Превосходнейший в мире, если Так Приходящий говорит об огромном теле, то тогда это относится не к огромному телу. Это и именуют огромным телом».
— «Субхути, это же касается и бодхисаттвы. Если он говорит: "Я приведу к уничтожению все бесчисленное количество существ", то тогда его нельзя назвать бодхисаттвой.
И по какой причине?
Субхути, в действительности нет никакого способа, чтобы назваться бодхисаттвой. Вот по какой причине Будда говорил, что все "законы" лишены "я", лишены "человека", лишены "существа", лишены "долгожителя" ( Другими словами, не только нет таких дхарм, как «я» (атман),«человек» (пудгала), «существо» (саттва), «долгожитель» (джива),нои сами дхармы не являются самосущими (svabhava; цзы син) единичностями.).
Субхути, если бодхисаттва имеет такую мысль: "Я украшаю земли Будды",— то его нельзя назвать бодхисаттвой. Так Приходящий проповедовал, что украшающий земли Будды не украшает их. Это и именуют украшением. Субхути, если же бодхисаттва является убежденным в том, что "законы" лишены "я", то Так Приходящий называет его настоящим бодхисаттвой.
— Субхути, как ты думаешь, имеет ли Так Приходящий телесное око?
— Это так, Превосходнейший в мире, Так Приходящий имеет телесное око.
— Субхути, как ты думаешь, имеет ли Так Приходящий небесное око?
— Это так, о Превосходнейший в мире. Так Приходящий имеет небесное око?
— Субхути, как ты думаешь,имеет ли Так Приходящий око премудрости?
— Это так, о Превосходнейший в мире, Так Приходящий имеет око премудрости.
— Субхути, как ты думаешь, имеет ли Так Приходящий око "законов"? (То есть способность распознавать дхармы)
— Это так, о Превосходнейший в мире, Так Приходящий имеет око "законов".
— Субхути, как ты думаешь, имеет ли Так Приходящий око Будды?
— Это так, Превосходнейший в мире, Так Приходящий имеет око Будды.
— Субхути, как ты думаешь, о песчинках, которые есть в Ганге, говорил ли Будда как о песчинках?
— Это так, Превосходнейший в мире, Так Приходящий говорил, что это песчинки.
— Субхути, как ты думаешь, если бы было столько Гангов, сколько песчинок в одном Ганге, и число песчинок в этих Гангах было бы равно числу миров Будды, то много ли было бы этих миров?
— Чрезвычайно много, Превосходнейший в мире.
Будда сказал Субхути: «Сколько бы ни было мыслей у существ в землях и странах (этих миров], все их ведает Так Приходящий.
И по какой причине?
Так Приходящий говорил о всех мыслях как о не-мыслях, поэтому их и именуют мыслями.
По какой причине?
Субхути, нельзя обрести прошлую мысль, нельзя обрести настоящую мысль, нельзя обрести еще не пришедшую мысль. Субхути, как ты думаешь, если какой-нибудь человек наполнит семью сокровищами три тысячи большой тысячи миров и принесет их в дар, то по этой причине много ли счастья обретет он?
— Да, о Так Приходящий, этот человек по такой причине обретет чрезвычайно много счастья.
— Субхути, если обретение счастья в действительности существует, то Так Приходящий не говорил, что обретается много благости счастья. Из-за того что у благости счастья нет причины, Так Приходящий и говорил, что обретается много благости счастья.
— Субхути, как ты думаешь,можно ли распознать Так Приходящегопо всему видимому облику?
— Нет, не так, о Превосходнейший в мире. Не следует распознавать Так Приходящего по всему его видимому облику. И по какой причине? Так Приходящий проповедовал обо всем его видимом облике как о не всем его видимом облике. Поэтому его и именуют всем его видимым обликом.
— Субхути, как ты думаешь, можно ли распознать Так Приходящего по совокупности всех признаков?
— О нет, Превосходнейший в мире. Не следует распознавать Так Приходящего по совокупности всех признаков.
И по какой причине?
Так Приходящий говорил, что совокупность всех признаков не есть совокупность. Это и именуют совокупностью всех признаков.
— Субхути, не говори, что у Так Приходящего есть такая мысль: "Есть Закон, который я проповедую". Нельзя иметь такую мысль.
И по какой причине?
Если люди говорят, что есть Закон, который проповедовал Так Приходящий, то они клевещут на Будду по той причине, что не могут понять то, что я проповедую. Субхути, проповедующий Закон не имеет Закона, который можно было бы проповедовать. Это и именуют проповедью Закона.
Тогда умудренный Субхути сказал Будде: «О Превосходнейший в мире, будут ли в последние времена существа, услышавшие проповедь этого Закона, в которых он породит верующее сознание?»
— «Субхути, они и не существа и не не-существа.
И по какой причине?
Субхути, о существах Так Приходящий говорил как о не-существах. Поэтому их и называют существами.
Субхути сказал Будде: «О Превосходнейший в мире, в том аннутара-самьяк-самбодхи, которое обрел Будда, нет ничего, что могло бы быть обретено».
— Это так, это так. Субхути, что касается аннутара-самьяк-самбодхи, обретенного мною, то поистине нет даже и малейшего способа, которым можно обрести то, что именуют аннутара-самьяк-самбодхи. К тому же, Субхути, этот закон равновелик, в нем нет высокого и низкого. Это и именуют аннутара-самьяк-самбодхи, и из-за этого оно лишено "я", лишено чего бы то ни было, что соответствовало бы образам "я", "человек", "существо" и "долгожитель". Совершенствуй все благие "законы" и тогда обретешь аннутара-самьяк-самбодхи. Субхути, о благих "законах" Так Приходящий говорил как о не-благих. Их и называют благими "законами". Субхути, если какой-нибудь человек соберет в таком количестве семь сокровищ, сколько в трех тысячах большой тысячи миров существует Сумеру, царей гор, и поднесет их в дар и если другой человек извлечет из этой праджняпарамита-сутры хотя бы одну гатху в четыре стиха, заучит, прочтет, изучит и проповедует ее другим людям, то количество благости счастья, полученного в первом случае, не составит и одной сотой благости счастья, полученной за второе даяние, не составит и одной стомиллиардной этой благости счастья и количество их даже нельзя будет сравнить.
Субхути, как ты думаешь, ты ведь не говоришь, что у Так Приходящего есть такая мысль: "Я переправлю [в нирвану] все существа". Субхути, нельзя иметь такую мысль.
И по какой причине?
В действительности нет никаких существ, которые переправлял бы Так Приходящий. Если бы были существа, которых переправлял бы Так Приходящий, то тогда существовали бы и "Я", и "человек", и "существо", и "долгожитель". Субхути, когда Так Приходящий говорил,' что есть "я", тогда это не значило, что есть "я". Однако обыкновенные люди считают, что есть "я". Субхути, когда Так Приходящий говорил об обыкновенных людях, то это тогда означало не-обыкновенных людей.Этоиименуется обыкновенными людьми. Субхути, как ты думаешь, можно ли различить Так Приходящего по наличию тридцати двух признаков?»
Субхути сказал: «Это так, это так, можно различить Так Приходящего по наличию тридцати двух признаков».
Будда сказал: «Субхути, если различать Так Приходящего по наличию тридцати двух признаков, то и Совершенный Государь, Поворачивающий Колесо, был бы Так Приходящим».
Субхути сказал Будде: «О Превосходнейший в мире, если я уяснил смысл того,что проповедовал Будда, то не следует различать Так Приходящего по наличию тридцати двух признаков».
Тогда Превосходнейший в мире произнес гатху: «Если кто-либо по цвето [форме] распознает меня или по звучному голосу ищет меня, то этот человек находится на ложном пути. Ему невозможно увидеть Так Приходящего».
Субхути, если есть у тебя такая мысль: "Так Приходящий благодаря совокупности признаков обрел аннутара-самьяк-самбодхи", то, Субхути, не имей такой мысли. Так Приходящий не по причине наличия совокупности признаков обрел аннутара-самьяк-самбодхи. Если, Субхути, у тебя есть следующая мысль:"Возымевшиемыслиоб аннутара-самьяк-самбодхи проповедуют обо всех "законах",чтоони прекращают и уничтожают образы, то не имей такой мысли.
И по какой причине?
Возымевшие мысли об аннутара-самьяк-самбодхиникогда не проповедуют о "законах", что они прекращают и уничтожают образы. Субхути, если бодхисаттва наполнит весь мир семью сокровищами в таком количестве, сколько песчинок в Ганге, и таким образом совершит даяние и если какой-нибудь человек постигнет, что все "законы" лишены "я", и через это обретет совершенство в терпении, то счастье, полученное этим бодхисаттвой, превзойдет заслуги предыдущего.
И по какой причине?
По причине того, что бохисаттвы, Субхути, через это не получают благости счастья».
Субхути сказал Будде: «Скажи, о Превосходнейший в мире, как это бодхисаттвы не получают благости счастья?»
— «Субхути, бодхисаттве не следует быть алчным по отношению к заслуженной им благости счастья. Поэтой причине и называют это не-получением благости счастья. Субхути, если кто-нибудь говорит, что Так Приходящий пришел,или ушел, или сидит, или лежит, то этот человек не понимает смысла проповеданного мною.
И по какой причине?
Так Приходящий ниоткуда не приходит и никуда не уходит, поэтому его и именуют Так Приходящим (Так Приходящий — понятие, связанное с Таковостью (tathata; жу), но Таковость не знакова по своей природе, и именно поэтому используют неадекватные обозначения ее, ибо всякое обозначение ее будет неадекватным ). Если добрый муж или добрая женщина превратят в пыль три тысячи большой тысячи миров, то, как ты думаешь, много ли будет пылинок в таком скоплении?
— Чрезвычайно много, Превосходнейший в мире.
И по какой причине?
Если бы скопления пылинок в действительности существовали, то Будда отнюдь не говорил бы,чтоэто скопления пылинок.
И каким образом?
Когда Будда проповедовал о скоплениях пылинок, то тогда это были не скопления пылинок. О Превосходнейший в мире, когда Так Приходящий проповедовал о трех тысячах большой тысячи миров, то это были не-миры, это и именуют мирами.
И по какой причине?
Если бы миры в действительности существовали, то это был бы "образ их гармонии в единстве". Когда Так Приходящий проповедовал "об образе их гармонии в единстве",то он не был "образом их гармонии в единстве". Это и называют "образом их гармонии в единстве"». Субхути, "образ их гармонии в единстве" является тем, о чем нельзя проповедовать, однако обыкновенные люди алчны до всех таких дел.
Субхути, если люди будут говорить, что Так Приходящий проповедовал воззрения о наличии "я", "человека", "существа" и "долгожителя", то, как ты думаешь, Субхути, поняли ли те люди смысл того, что я проповедую?
— О Превосходнейший в мире, те люди не поняли смысла того, что проповедовал Так Приходящий.
И по какой причине?
Когда Превосходнейший в мире проповедовал воззрение о [наличии] "я", воззрение о [наличии] "человека", воззрение о [наличии] "существа", воззрение о [наличии] "долгожителя", то это тогда не было воззрением о [наличии] "я", воззрением о [наличии] "человека", воззрением о [наличии] "существа", воззрением о [наличии] "долгожителя"» ( Когда Так Приходящий проповедовал воззрение о наличии "я", то тогда это было не-воззрение. Это и называют воззрением о наличии "я"». По-видимому, это место означает, что если бы «я» действительно существовало, то его все равно нельзя было бы назвать «я», ибо истинно сущее неописуемо, а описуемое нереально. Поэтому когда Будда проповедовал воззрение о существовании «я», то он не имел в виду, что это «я», поскольку «я» — только «представление-понятие», «образ», а не реальность, могущая быть как-либо обозначенной ).
«Субхути, возымевшие мысли об аннутара-самьяк-самбодхи так должны познавать все «законы», так должны рассматривать их, так должны верить и понимать их: не рождается образ "закона". Субхути, о том, о чем говорят как об образе "закон", Так Приходящий проповедовал как о не-образе "закон". Это и именуют образом "закон".
Субхути, если какой-нибудь человек в течение бесчисленных кальп заполнит миры семью сокровищами и принесет их в дар и если добрый муж или добрая женщина, которые возымели мысль бодхисаттвы, извлекут из-этой сутры хотя бы одну гатху в четыре стиха, заучат ее, прочтут, изучат и подробно проповедуют ее другим людям, то их счастье превзойдет счастье от предыдущего даяния. Скажи, как же они будут подробно объяснять ее другим людям?
Когда не схватывается "образ, то и Таковая Таковость не движется" ( Когда он не схватывает знаки, то и Таковость остается непоколебимой ).
И по какой причине?
Как на сновидение, иллюзию, отражение [тени] пузырей, как на росу и молнию, так следует смотреть на все деятельные "законы"».
Когда Будда закончил проповедь этой сутры, старейший Субхути и все бхикшу и бхикшуни, упасака и упасика, все небожители и асуры этого мирового периода восприняли все проповеданное Буддой с великой радостью, уверовали и стали следовать этому.