Медитация. Сравнительное исследование.
1. Наблюдение за потоком мыслей
Оранжевая книга ОШО. Медитация "Я - НЕ ЭТО".
Разум — это мусор! Дело не в том, что у вас мусор, а у кого-то нет. Он — мусор, и, если вы выметаете этот мусор, вы можете идти все дальше и дальше; вы никогда не сможете донести его до точки, в которой он заканчивается. Это - самодвижущийся мусор, так что он не мертвый, он - динамичен. Он растет и у него — своя жизнь. Так что, если вы его отрежете, листья распустятся вновь.
Выметание его не означает, что вы станете пусты. Оно лишь позволит вам осознать, что этот разум, который вы считаете самим собой, с которым вы до сих пор отождествляетесь, не является вами. Выметая его, вы осознаете разделение, разрыв между вами и ним. Мусор остается, но вы с ним не отождествляетесь, вот и все. Вы становитесь разделенными, вы знаете, что вы - отдельны.
Так что вы должны делать лишь одно: не пытаться бороться с мусором и не пытаться его изменить. Просто наблюдайте и помните только об одном: “Я - не это”. Пусть это будет мантрой: “Я - не это”. Помните об этом, станьте бдительны и вы увидите, что происходит.
Это - немедленное изменение. Мусор останется, но он больше не является частью вас. Воспоминание об этом становится отречением от него.
"Психология и Алхимия" Карл Густав Юнг. Символизм сновидения.
14-й СОН: Сновидящий находится в Америке и смотрит на служащего с остроконечной бородой. Говорят, что каждый имеет такого работника.
Америка — страна практического и ясного мышления, далекого от нашей европейской софистики. Интеллектом там следует управлять очень разумно, как служащим. Это, естественно, звучит как lèse majesté* и, следовательно, может иметь серьезное значение. Поэтому утешительно знать, что каждый (как во всех случаях в Америке) делает то же самое. "Человек с остроконечной бородой" — это наш освященный веками Мефистофель, которого Фауст "нанял", и которому не разрешалось торжествовать над ним до конца, несмотря на то, что Фауст отважился опуститься в мрачный хаос исторической психе и погрузился в непрерывно изменяющуюся неприглядную сторону жизни, поднявшуюся из этого кипящего котла.
Путем последующих вопросов было установлено, что сновидец сам опознал фигуру Мефистофеля в "человеке с остроконечной бородой". Многосторонность ума, изобретательная ловкость и научные склонности приписываются астрологическому Меркурию. Следовательно, человек с острой бородой представляет интеллект, который вводится сном как реальный familiaris, чем-то связанный с опасным духом. Интеллект, таким образом деградирует и с высшего положения, которое он занимал, переводится на вторые роли, расцениваясь как демонический. Не то, чтобы в нем было что-то демоническое — только сновидец не замечал раньше, что был одержимым интеллектом как негласно признаваемой высшей силой. Теперь он имеет возможность изменить взгляд на эту функцию, которая ранее была доминантой его психической жизни. Он может воскликнуть с Фаустом: "Так вот кто в пуделе сидел!" Мефистофель — это дьявольский аспект каждой психической функции, которая пробивает брешь в иерархии целостной психе и наслаждается независимостью и абсолютной властью ( Рис 1. ). Но этот аспект ощутим лишь тогда, когда функция приобретает отдельную сущность и объективируется или персонифицируется, как в этом сне.
Рис 1. Дьявол как эфирный дух и безбожный разум. |
* - Оскорбление величества, государственная измена, политическое преступление, недостаточно уважительное отношение (фр.). — Прим. перев.
2. Повторение мантры и молитвы
Харе Кришна мантра медитация.
Подробное объяснение Харе Кришна Маха-мантры приводит Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада в "Песнях ачарьев-вайшнавов":
Как утверждается в различных писаниях, у Господа много имен: Кришна, Рама, Иегова, Аллах, Будда и др. Повторение имен Господа, Мантра медитация, оказывает очищающее воздействие и позволяет человеку подняться с материального уровня на духовный. В Индии на протяжении тысячелетий люди повторяют имена Господа в виде мантр. На санскрите Мана означает «ум», а трая — «освобождение». Таким образом, мантра — это комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог.
В ведических писаниях приводится мантра, которую называют Маха-мантрой, т.е. великой мантрой. В «Кали-сантарана-упанишаде» говорится, что шестнадцать слов, составляющих ее —
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
— особенно рекомендуется повторять в Кали-югу, наш век раздоров, тревог и лицемерия.
Кришна означает «всепривлекающий», Рама — «всерадующий», а Харе — это обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, Маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».
Для медитации, чтения Маха-мантры Харе Кришна не существует строгих правил. Самое замечательное в мантра-медитации то, что ею можно заниматься где угодно и в любое время — дома, на море или, когда вы едете, скажем, в автобусе или на метро.
Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках (это называется джапой), и когда он повторяет ее вслед за кем-то (это называется киртаном). Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопанием в ладоши. Рекомендуется и та и другая форма мантра-медитации, так как обе они благотворно влияют на человека.
Джапа медитация.
Для этого вида мантра-медитации нужны лишь круговые четки. Их можно купить в магазине или сделать самим, следуя приведенным ниже простым рекомендациям:
Купите 109 больших круглых деревянных бусин (если нет деревянных, на первое время возьмите любые другие) диаметром от одного до двух сантиметров с отверстиями, чтобы можно было нанизать их на нить, а также от трех до пяти метров крепкой нейлоновой нити. Отступите пятнадцать сантиметров от конца нити и завяжите узел, затем, нанизывая по одной бусине, после каждой завязывайте одинарный или двойной узел, в зависимости от толщины нити. Нанизав сто восемь бусин, проденьте оба конца нити в последнюю бусину. Эта бусина называется бусиной Кришны, и хорошо, если она больше остальных. Продев в нее оба конца нити, завяжите узел и обрежьте концы нити. Четки для джапы готовы.
Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за бусиной Кришны, между большим и средним пальцами правой руки и произнесите всю Маха-мантру:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Затем точно так же зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите Маха-мантру, затем следующую. . . и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны. Вы прочитали один «круг» джапы. Чтение одного круга должно отнимать у вас около семи минут, хотя вначале на это может уйти и десять минут, и больше. Не читая мантру на бусине Кришны, нужно повернуть четки и двигаться по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы (мантра-медитации), они помогают лучше сосредоточиться на звуках мантры, вовлекая в медитационный процесс осязание.
Если вы дали обет читать определенное число кругов в день, чтобы не запутаться, вам хорошо иметь небольшой шнурок с нанизанными на нем бусинами по числу кругов, которые вы читаете ежедневно. Между этими бусинами не надо завязывать узлы, нужно завязать их только на концах шнурка, чтобы бусины не соскочили с него. Закончив круг, передвиньте одну счетную бусину вниз. Вы можете читать мантру в помещении или на свежем воздухе, ее можно читать так громко или так тихо, как вам нравится, но достаточно громко, чтобы было слышно вам самим. Самое главное — произносите каждое слово четко и ясно. Ваш ум, возможно, захочет переключиться на какие-нибудь посторонние мысли, поскольку он беспокоен, неустойчив и всегда хочет думать о чем-нибудь. Попытайтесь сосредоточить все свое внимание на чтении Харе Кришна Маха-мантры и вслушивайтесь в каждое слово.
Читать мантру можно в любое время дня, но в ведической литературе указываются определенные часы, наиболее благоприятные для духовной практики. Самыми благотворными для духовного развития являются ранние утренние часы. Хорошо, если вы отведете для чтения мантры определенное время дня, всегда одно и то же. Начните с чтения одного или двух кругов в день и постепенно увеличьте их число до шестнадцати; это — рекомендованный минимум для того, кто относится к джапа-медитации серьезно и хочет стать преданным Господа Кришны.
"VERTIGO" Умберто Эко. Лоретанская литания. Литания всем святым.
3. Визуализация образа
Видео - медитация "Дерево". Керл Тоам.
Подойдите к дереву, заговорите с ним, коснитесь его, обнимите его, почувствуйте дерево, просто сядьте рядом с ним, пусть дерево чувствует, что вы хороший человек и у вас нет намерения принести вред. Мало-помалу возникает дружба, и вы начинаете чувствовать, что когда вы приходите, немедленно меняется качество дерева. Вы это почувствуете, на коре дерева вы почувствуете движение удивительной энергии, когда вы приходите. Когда вы касаетесь дерева, оно счастливо, как ребенок, как возлюбленная. Когда вы сидите у дерева, вы почувствуете множество вещей и вскоре вы будете способны чувствовать, что когда вы печальны и приходите к дереву, ваша печаль исчезает от одного присутствия дерева. Только тогда вы будете способны понять, что вы - взаимозависимы. Вы можете делать дерево счастливым, а дерево может делать счастливым вас, и вся жизнь - взаимозависима. Эту взаимозависимость я называю БОГОМ.
Ошо Раджниш.
Медитация от Крайона. Марина Шульц.
Прямой ченнелинг, состоявшийся в Риге, Латвия, 30 января 2011 г.
Сейчас я вас прошу сосредоточиться на Свете – необычайном, всепроникающем и бесконечном Свете. Представьте себе океан, безбрежный простор, весь заполненный не водой, а Светом. Волны Света, переливаясь нежно-розовыми оттенками золотого и сиреневого, наполняют пространство перед вами, за вами, над вами и под вами. Искупайтесь в этом нежном Свете. Позвольте себе в нем поплавать, полетать, насладиться его изумительной способностью проникать сквозь вашу кожу и делать вас легкими и счастливыми.
Сделайте несколько глубоких вдохов животом, с выдохом через рот. Остановите свое движение в этом прекрасном океане Света. А теперь, дорогие мои, начнем серьезную духовную работу. Сегодня у вас есть возможность начать построение своего Тела Света, используя ту Божественную субстанцию, в которой вы только что летали.
Выделите из нее яркую светящуюся сферу. Не имеет значения, какого размера будет эта изначальная сфера. Удерживайте ее перед собой на уровне груди. Она сияет золотистым светом, постепенно расширяясь до размера вашего тела. В этой сфере начинает формироваться куб. Он по своим размерам вписывается полностью в сферу. Он переливается золотисто-изумрудным светом. Внутри куба вы видите две 3-хгранные пирамиды, направленные вершинами вверх и вниз. Они пересекаются, образуя в пространстве Звездный тетраэдр, который имеет фиолетово-розовый оттенок. Эти пирамиды представляют ту световую конструкцию, которую вы должны одеть на себя. Шагните в эту сферу, куб и встаньте по оси пирамид. Вы внутри начальной конструкции Тела Света. Закрутите мысленным приказом пирамиды вокруг себя по часовой стрелке. Ничего не бойтесь – вы сейчас защищены от любого негативного воздействия. Прочувствуйте, как вращение Тела Света набирает скорость и вы превращаетесь в Существо Света, объединяя свой свет со светом рядом сидящих людей. Вы насыщаете вашим коллективным светом пространство не только этого зала, но и на многие километры вокруг этого здания.
Вы — на первом этапе построения Тела Света.
Во время ченнеллинга доверьтесь Семье и Крайону и вам будет оказана помощь в усложнении созданной вами конструкции Тела Света до того уровня, который будет в этом году возможен по степени эволюционных преобразований планеты Земля. Закрепите в своем сознании работу по усовершенствованию ваших Тел Света и дайте возможность этому произойти сегодня, здесь и сейчас.
Визуализации в Космоэнергетике ( защита "Золотая пирамида", упражнение "Поднятие ядра" )
4. Синхронная медитация (молитва)
Основана на идее совмесной ( много людей в разных частях земли: Recent Hit >>1 ) и одновременной ( мировое время по Гринвичу - GMT ) визуализации образа и/или молитве в отличии от веерной медитации (молитвы), например утренней шестичасовой молитвы, когда молитва начинается в шесть часов утра по местному времени и по мере восхода солнца продвигается на запад.
5. Повторение мантры + Визуализация образа
Космические каналы. Л. Фусу и Э. Багиров "Исцеляющая Космоэнергетика"
...
Канал Золотая пирамида используется как индивидуально, так и на больших территориях для борьбы с эпидемиями, болезнями. Нередко космоэнергеты г.Ташкента используют канал Золотая пирамида для предотвращения развития эпидемий. народных волнений и всего разрушающего, имеющего массовый характер. Поэтому, в отличие от других азиатских стран и городов, в Ташкенте нет эпидемий и жизнь населения довольно спокойна. А в Москве благодаря тому, что ученики, получившие посвящение в этот канал, работали на весь город, так напугавшие всех эпидемии гриппа (1999 г., 2000 г.) к всеобщему удивлению закончились очень быстро. При работе данным каналом возможно появление фантомного НЛО, имеющего форму трех дисков серебристого цвета, надетых с промежутками на острый с двух сторон стержень. В этом случае самому космоэнергету работу необходимо прекратить, предоставив это сделать НЛО, но в контакт с НЛО категорически не вступать!
...
Особого внимания заслуживают информационные каналы. В процессе лечения через информационные каналы космоэнергету поступает информация, какие именно каналы и каким образом использовать в данный момент времени для лечения конкретного человека.
При лечении пациентов космоэнергетическим методом проблема всегда рассматривается комплексно, поэтому не надо впадать в замешательство, когда, например, при нормализации веса пациента, воздействуя на него каналом Тата (канал нормализации веса), поступает информация об использовании еще ряда каналов, таких, как Фарун-Будда, Фираст, Синрах или Синлах, так как вместе с нормализацией веса происходит оздоровление и активизация эндокринной системы, оздоровление гормонального фона, поэтому по необходимости может поступать информация об использовании других каналов. Ценность информационных каналов при лечении очень велика, так как они дают сведения о том, какие еще каналы и как применить в данный момент для конкретного пациента.
Космоэнергетика возникла не вчера, поэтому тот, кто в своей работе по каким-либо причинам не использует информационные каналы, может использовать базовые наработки, дающие указания, чем и как лечить конкретное заболевание. Например: космический канал Шаон выше 3-й чакры работает как чистящий, а ниже - как лечащий, т. е. избавляет от запоров, геморроя, ишиаса, простатита, астении, тревоги, страха (1-я чакра): заболеваний ЖКТ, сахарного диабета, укрепляет волю, способствует удаче в бизнесе, делах, карьере, успеху (3-я чакра). Канал работает на удаление солевых отложений, на удаление камней и песка из печени, почек, желчного и мочевого пузырей и их протоков. Лечит гайморит и мигрень, оздоравливает сердце, очищает легкие. Действия космоэнергета заключаются в том, что под действием канала следует работать контактным наложением рук до тех пор, пока ладоням не станет горячо. После работы на почки и желчный пузырь надо ставить и оставлять «дуги». Для полного очищения необходимо работать с пациентом в позе «расслабленной стойки» по формуле Шаон + Фираст. При гайморите - работать по формуле Шаон + Фарун –Будда + Фираст, при этом левой рукой захватить затылок, а правой - лицо и работать до ощущения жжения в руках, после чего оставить «дугу». Предварительно нужно сделать вытяжку «моторчиком», а затем произвести «энергетический разрез». Необходимо знать, что мигрень снимается полным очищением или чисткой головы «моторчиком» за несколько сеансов (1 ступень). При работе на сердце не имеет значения, какое именно заболевание сердца у пациента. Начинать следует с запуска 4-й чакры по формуле Титан + Зевс + Фираст. Контактно на сердце можно работать только после инфаркта миокарда по формуле Шаон + Ниналис. Зная эти правила из базовых наработок, космоэнергет может использовать данные каналы, не прибегая к помощи информационных каналов. Базовые наработки напечатаны ниже, в главах 3, 4.
...
В космоэнергетике, кроме чисто лечебных каналов, много и таких, как, например, космический канал Тата, который работает на нормализацию веса пациента, при этом одновременно натягивает кожу, оздоравливает гормональный фон и регулирует обмен веществ в организме. Под воздействием канала происходит оздоровление и активизация эндокринной системы пациента, в связи с чем автоматически происходит нормализация веса. Наилучшие результаты получаются при работе канала в паре с буддийскими каналами Синрах и Синлах. Работа производится при закрытом «лотосе» сознательной перекачкой энергии канала в ауру пациента и увеличением продолжительности сеанса до 40 минут. Канал несет в себе определенные ограничения при сбросе и наборе веса, например: рост мужчины 1 м 70 см, оптимальная норма при похудании или наборе веса составит 80 кг; у женщин при этом же росте - 70 кг. При достижении нормального веса действие канала по регулированию веса приостанавливается и дальнейшая работа продолжается только над функцией эндокринной системы. При наборе веса пациентом - питание обычное, при сбросе веса необходимо обязательно придерживаться строгого правила: можно есть сколько угодно и что угодно, но только тогда, когда действительно сильно хочется есть. Несоблюдение данного правила пациентом в течение месяца (сбой 2-3 раза) приводит к минимальным результатам. При нормализации веса пациента первые результаты проявляются в период от одной недели до двух месяцев в связи с тем, что сброс или набор веса зависят от состояния эндокринной системы человека. Сроки нормализации веса колеблются от 20 дней до полугода в зависимости от общего состояния пациента.
Наряду с космическими каналами космоэнергетика использует и земные каналы. Земные каналы несут женскую энергетику, успокаивают, снимают депрессии, стрессы ликвидирует пьяные ссоры, скандалы и драки, прекрасно очищает и т д.
Описание космических каналов + Визуализации
Низшие тантры тибетского буддизма ( мантры + описание визуализаций )
Примечание: В представленых выше техниках Космоэнергетики и Тибетского Буддизма ключевую роль играет посвящение или "передача силы" от учителя к ученику.
6. Концентрация на объекте
Из оранжевой книги ОШО. Тратак - техника вглядывания.
Если вы смотрите на пламя в течение долгого времени, в течение нескольких месяцев по часу ежедневно, ваш третий глаз начинает действовать совершенно. Вы становитесь более бдительным, более наполненным светом.
Слово “тратак” производно от корня, означающего “слезы”, так что вы должны глядеть на пламя, пока на ваши глаза не навернуться слезы. Продолжайте смотреть не мигая, и третий глаз начнет вибрировать.
Техника вглядывания в действительности не связана с объектом, она связана с самим вглядыванием.
Потому, что когда вы смотрите не мигая, вы становитесь сфокусированными, а природа ума состоит в том, чтобы постоянно двигаться. Если вы в самом деле вглядываетесь, совершенно не двигаясь, ум будет в затруднении. Природа ума состоит в том, что бы двигаться от объекта к объекту, постоянно двигаться. Если вы вглядываетесь в темноту или свет, или во что-то еще, если вы действительно вглядываетесь, движение разума останавливается. Ведь, если разум продолжает двигаться, вашего вглядывания не будет; вы будете продолжать терять объект. Когда разум движется куда-то еще, вы забудете, вы не в состоянии будете вспомнить, во что вы всматриваетесь. Объект физически будет присутствовать, но для вас он исчезнет, так как вас там нет;
вы двигаетесь в мыслях.
Вглядывание, тратак, означает не позволять вашему сознанию двигаться. А когда вы не позволяете вашему сознанию двигаться, вначале оно сопротивляется, яростно сопротивляется, но, если вы продолжаете практиковать вглядывание, мало-помалу разум перестает сопротивляться. На мгновение он останавливается. А когда разум останавливается, никакого разума нет, так как он может существовать только в движении, думание может существовать лишь в движении. Когда движения нет, думание исчезает, вы не можете думать, так как думание означает движение — движение от одной мысли к другой. Это процесс.
Если вы постоянно вглядываетесь во что-то одно, полностью осознавая и будучи бдительным - потому что вы можете вглядываться вслепую, тогда вы можете продолжать думать - лишь глазами, слепыми глазами, не видя. Вы можете видеть лишь глазами мертвеца, но ваш разум будет продолжать двигаться. Это никак не поможет. Вглядывание означает не только ваши глаза, но и ваш разум, целиком сфокусированный на глазах.
Так что объект не имеет значения - он зависит от вас: если вы любите свет, это хорошо; если вы можете любить тьму, хорошо. Каким бы ни был объект, это в сущности неважно - весь вопрос в том, чтобы полностью остановить ваш разум в вашем вглядывании, сфокусировать его, чтобы внутреннее движение, беспокойство остановилось, внутреннее волнение улеглось. Вы просто глядите, ничего не делая. Это глубокое глядение полностью вас изменит, оно станет медитацией.
7. Концентрация на процессе
Из Слова Будды: Наставления о медитации по сосредоточению на дыхании.
“Изречения о внимательности в дыхании” (Анапанасати cyтрa, Мадджхима Никая)
Так я слышал однажды.
В день Упосатха - на церемонии Раварана пятнадцатой ночи месяца, в полнолуние Блаженный сидел на открытом воздухе, окруженный общиной монахов. Обозревая безмолвное сообщество монахов, он обратился к ним с такими словами:
«Монахи, я доволен практикой. Я весьма доволен практикой. Так создается еще более сильная настойчивость в обретении еще-не-обретенного, в достижении еще-не-достигнутого, в постижении еще-не-постигнутого».
… Затем старшие монахи стали учить и наставлять еще более настойчиво. Некоторые старшие монахи обучали и давали наставления десяти монахам, некоторые обучали и давали наставления двадцати монахам, некоторые обучали и давали наставления тридцати монахам, некоторые обучали и давали наставления сорока монахам. Новые монахи, которых обучали и наставляли, распознавали основные следующие одно за другим отличия.
В это время в день Упосатха — “полнолуния месяца белой водяной лилии” - четвертого месяца сезона дождей - Блаженный сидел на открытом воздухе, окруженный общиной монахов. Обозревая безмолвное сообщество монахов, он обратился к ним с такими словами:
“Монахи, эта община, собрание монахов, свободно от пустой болтовни, избавлено от пустой болтовни и основано на чистой сердцевинной древесине: таково это сообщество монахов, таково это собрание.
...
Внимательность вдоха и выдоха
Теперь, как же развивать и преследовать в качестве цели внимательность вдоха и выдоха, чтобы довести четыре установления внимательности до совершенства?
Это возможно в том случае, когда монах, уйдя к дикой природе, к тени древесной или в пустой дом, садится, скрестив свои ноги, держа тело выпрямленным и направляя свое осознанное внимание на нос. Все время внимательный он вдыхает, внимательный - он выдыхает.
[1] Делая долгий вдох, он различает, что он делает долгий вдох; а делая долгий выдох, он различает, что он делает долгий выдох.
[2] Или, делая краткий вдох, он различает, что он делает краткий вдох; а делая краткий выдох, он различает, что он делает краткий выдох.
[3] Он тренирует себя вдыхать с восприимчивостью ко всему телу и он тренирует себя выдыхать с восприимчивостью ко всему телу.
[4] Он тренирует себя вдыхать с расслаблением телесных процессов и oн тренирует себя выдыхать с расслаблением телесных процессов.
[5] Он тренирует себя вдыхать с восприимчивостью к восторгу и он тренирует себя выдыхать с восприимчивостью к восторгу.
[6] Он тренирует себя вдыхать с восприимчивостью к удовольствию и он тренирует себя выдыхать с восприимчивостью к удовольствию.
[7] Он тренирует себя вдыхать с восприимчивостью к процессам различения и он тренирует себя выдыхать с восприимчивостью к процессам различения.
[8] Oн тренирует себя вдыхать с расслаблением процессов различения и он тренирует себя выдыхать с расслаблением процессов различения.
[9] Он тренирует себя вдыхать с восприимчивостыо к сознанию и oн тренирует себя выдыхать с восприимчивостью к сознанию.
[10] Он тренирует себя вдыхать с удовлетворением сознания и oн тренирует себя выдыхать с удовлетворением сознания.
[11] Он тренирует себя вдыхать, делая сознание устойчивым, и он тренирует себя выдыхать, делая сознание устойчивым.
[12] Oн тренирует себя вдыхать, высвобождая сознание, и он тренирует себя выдыхать, высвобождая сознание.
[13] Oн тренирует себя вдыхать, сосредоточиваясь на непостоянстве, и он тренирует себя выдыхать, сосредоточиваясь на непостоянстве.
[14] Он тренирует себя вдыхать, сосредоточиваясь на разочаровании - отрешении, и он тренирует себя выдыхать, сосредоточиваясь на остывании (страсти).
[15] Он тренирует себя вдыхать, сосредоточиваясь на прекращении, и он тренирует себя выдыхать, сосредоточиваясь на прекращении.
[16] Он тренирует себя вдыхать, сосредоточиваясь на высвобождении, и он тренирует себя выдыхать, сосредоточиваясь на высвобождении.
Четыре установления внимательности
[1] Теперь,
и когда монах, делая долгий вдох,
различаст, что он делает долгий вдох;
и когда, делая долгий выдох,
различает, что делает долгий выдох;
и когда, делая краткий вдох,
различаст,что делает краткий вдох,
а делая краткий выдох,
различает, что делает краткий выдох;
и когда тренирует себя вдыхать
с восприимчивостью ко всему телу,
и когда тренирует себя выдыхать
с восприимчивостью ко всему телу;
и когда тренирует себя вдыхать
с расслаблением телесных процессов,
и когда тренирует себя выдыхать
с расслаблением телесных процессов,
- в это время монах пребывает сосредоточенным на теле:
в нем самом и исходя из него самого -
ревностно, бдительно и осознанно,-
подчиняя вожделение и страдание по отношению к миру.
Говорю вам, монахи, что это приближенное внимание к вдохам и выдохам классифицируются как телесное среди телесного, вот почему монах в этом случае пребывает сосредоточенным на теле: и нем самом и исходя из него самого - ревностно, бдительно и осознанно, - оставляя в стороне вожделение и страдание по отношению к миру.
[2] Когда бы монах ни тренировал себя вдыхать с восприимчивостью к восторгу,
ни тренировал себя выдыхать с восприимчивостью к восторгу;
ни тренировал себя вдыхать с восприимчивостью к удовольствию
и ни тренировал себя выдыхать с восприимчивостью к удовольствию;
ни тренировал себя вдыхать с восприимчивостью к процессам различения
и ни тренировал себя выдыхать с восприимчивостью к процессам различения;
ни тренировал себя вдыхать с расслаблением процессов различения
и ни тренировал себя выдыхать с расслаблением процессов различения, -
в это время монах пребывает сосредоточенным на ощущениях:
в них самих и исходя из них - ревностно, бдительно и осознанно,
- подчиняя вожделение и страдание по отношению к миру.
Говорю вам, монахи, что это приближенное внимание к вдохам и выдохам классифицируется как ощущение среди ощущений, вот почему монах в этом случае пребывает сосредоточенным на ощущениях: в них самих и исходя из них - ревностно, бдительно и осознанно, - оставляя в стороне вожделение и страдание по отноше-нию к миру.
[3] И когда монах тренирует себя вдыхать с восприимчивостью к сознанию,
и когда тренирует себя выдыхать с восприимчивостью к сознанию;
и когда тренирует себя вдыхать с удовлетворением сознания,
и когда тренирует себя выдыхать с удовлетворением сознания;
и когда тренирует себя вдыхать, делая сознание устойчивым,
и когда тренирует себя выдыхать, делая сознание устойчивым;
и когда тренирует себя вдыхать, высвобождая сознание,
и когда тренирует себя выдыхать, высвобождая сознание,
- в это время монах пребывает сосредоточенным на сознании:
в нем самом и исходя из него самого -
ревностно, бдительно и осознанно, -
подчиняя вожделение и страдание по отношению к миру.
Я не говорю вам, монахи, что есть внимание к вдоху и выдоху в том, у кого внимание помрачено заблуждением и нет бдительности, вот почему монах в этом случае пребывает сосредоточенным на сознании: в самом сознании и исходя из самого сознания - ревностно, бдительно и осознанно, - оставляя в стороне вожделение и страдание по отношению к миру.
[4] И когда монах тренирует себя вдыхать,
сосредоточиваясь на непостоянстве,
и когда тренирует себя выдыхать,
сосредоточиваясь на непостоянстве;
и когда тренирует себя вдыхать,
сосредоточиваясь на разочарование - отрешении,
и когда тренирует себя выдыхать,
сосредоточиваясь на разочаровании - отрешении;
и когда тренирует себя вдыхать,
сосредоточиваясь на прекращении,
и когда тренирует себя выдыхать,
сосредоточиваясь на прекращении;
и когда тренирует себя вдыхать,
сосредоточиваясь на высвобождении,
и когда тренирует себя выдыхать,
сосредоточиваясь на высвобождении,
- в это время монах пребывает сосредоточенным
на элементах, явлениях:
в них самих и исходя из них самих -
ревностно, бдительно и осознанно, -
подчиняя вожделение и страдание по отношению к миру.
Тот, кто с различением ясно видит устранение вожделения и страдания, является тем, кто с медитативным равновесием имеет прозрение, вот почему монах в этом случае пребывает сосредоточенным на элементах, явлениях: в них самих и исходя из них самих - ревностно, бдительно и осознанно, - оставляя в стороне вожделение и страдание по отношению к миру.
Вот как развивают и достигают как цели внимательности во вдохе и выдохе, чтобы довести четыре установления внимательности до совершенства.
Семь звеньев Пробуждения
И как четыре установления внимательности, когда их развивать и преследовать в качестве цели, доводят семь звеньев Пробуждения до совершенства?
[1] Когда бы монах ни пребывал сосредоточенным на теле: в нем самом и исходя из него самого - ревностно, бдительно и осознанно, - подчиняя вожделение и страдание по отношению к миру, в этом случае его осознанное памятование устойчиво и избавлено от изъяна.
Когда его осознанное памятование устойчиво и избавлено от изъяна, тогда возникает внимательность как звено Пробуждения. Он развивает ее, и внимательность достигает совершенства своего развития для него.
[2] Пребывая внимательным таким образом, он проверяет, анализирует и приходит к пониманию данного явления с различением.
Когда он пребывает внимательным таким образом, проверяя, анализируя и приходя к пониманию этого явления с различением, тогда возникает анализ явлений как звено Пробуждения. Он развивает его, и анализ достигает совершенства своего развития для него.
[3] В том, кто проверяет, анализирует и приходит к пониманию этого явления с различением, возникает неослабное усердие.
Когда неослабное усердие возникло в том, кто проверяет, анализирует и приходит к пониманию этого явления с различением, тогда возникает усердие как звено Пробуждения. Он развивает его, и усердие достигает совершенства своего развития для него.
[4] В том, у кого возникло неослабное усердие, возникает нетелесный восторг.
Когда нетелесный восторг возникает в том, у кого возникло неослабное усердие, тогда возникает восторг как звено Пробуждения. Он развивает его, и восторг достигает совершенства своего развития для него.
[5] У того, кто наполнен восторгом, в теле нарастает расслабление и в сознании нарастает расслабление.
Когда в теле и в сознании монаха, наполненного восторгом, нарастает расслабление, тогда возникает умиротворение как звено Пробуждения. Он развивает его, и умиротворение достигает совершенства своего развития для него.
[6] У того, кто чувствует себя легко - чье тело умиротворено, - сознание делается сосредоточенным. Когда сознание человека, чувствующего себя легко и чье тело умиротворено, делается сосредоточенным, тогда возникает средоточение как звено Пробуждения. Он развивает его, и средоточение достигает совершенства своего развития для него.
[7] Он обозревает сознание, сосредоточенное таким образом, в медитативном равновесии. Когда он обозревает сознание, сосредоточенное таким образом, в медитативном равновесии, медитативное равновесие возникает как звено Пробуждения. Он развивает его, и медитативное равновесие достигает совершенства своего развития для него.
[1] Когда бы монах ни пребывал
сосредоточенным на ощущениях...
[2] Пребывая внимательным таким образом, он проверяет...
[3] В том, кто проверяет,анализирует
и приходит к пониманию этого явления ...
[4] В том, у кого возникло неослабное усердие,
возникает нетелесный восторг...
[5] У того, кто наполнен восторгом...
[6] У того, кто чувствует себя легко...
[7] Он обозревает сознание, сосредоточенное таким образом..
[1] Когда бы монах ни пребывал сосредоточенным на сознании...
[2] Пребывая внимательным таким образом, он проверяет...
[3] В том, кто проверяет, анализирует
и приходит к пониманию этого явления ...
[4] В том, у кого возникло неослабное усердие,
возникает нетелесный восторг...
[5] У того, кто наполнен восторгом ..
[6] У того, кто чувствует себя легко..
[7] Он обозревает сознание, сосредоточенное таким образом…
[1] Когда бы монах ни пребывал
сосредоточенным на элементах - дхармах...
[2] Пребывая внимательным таким образом, он проверяет …
[3] В том, кто проверяет, анализирует
И приходит к понимаю этого явления ...
[4] В том, у кого возникло неослабное усердие,
возникает нетелесный восторг ...
[5] У того, кто наполнен восторгом...
[6] У того, кто чувствует себя легко ...
[7] Он обозревает сознание, сосредоточенное таким образом…
Он развивает медитативное равновесие, и медитативное равновеcие достигает совершенства своего развития для него.
Вот как четыре установления внимательности развиваются и преследуются в качестве цели, чтобы довести семь звеньев Пробуждения до их совершенства.
Ясное знание и высвобождение
А как семь звеньев Пробуждения, когда их развивать и преследовать в качестве цели, доводят ясное знание и высвобождение до совершенства?
Есть ситуация, когда монах развивает внимательность как звено Пробуждения, обусловленное уединением, обусловленное разочарованием - отрешением, обусловленное прекращением, приносящее в результате высвобождение.
Он развивает анализ явлений как звено Пробуждения, обусловленное уединением, обусловленное разочарованием - отрешением, обусловленное прекращением, приносящее в результате высвобождение.
Он развивает усердие как звено Пробуждения, обусловленное уединением, обусловленное разочарованием - отрешением, обусловленное прекращением, приносящее в результате высвобождение
Он развивает восторг как звено Пробуждения, обусловленное уединением, обусловленное разочарованием - отрешением, обусловленное прекращением, приносящее в результате высвобождение
Он развивает умиротворение как звено Пробуждения, обусловленное уединением, обусловленное разочарованием - отрешением, обусловленное прекращением, приносящее в результате высвобождение.
Он развивает средоточение как звено Пробуждения, обусловленное уединением, обусловленное разочарованием - отрешением, обусловленное прекращением, приносящее в результате высвобождение.
Он развивает медитативное равновесие как звено Пробуждения, обусловленное уединением, обусловленное разочарованием - отрешением, обусловленное прекращением, обусловленное высвобождением.
Вот как семь звеньев Пробуждения, когда их развивать и преследовать в качестве цели, доводят ясное знание и высвобождение до совершенства».
Вот что изрек Блаженный. Обрадованные, монахи насладились словами Блаженного.
Пер. Кожевниковой палийских сутт по: Theravada Text Archives Page
"Путешествие в Икстлан", Карлос Кастанеда. Глава 14. Походка силы.
8. Практика Неделания
Alex Coil. Перераспределение энергии от зрения и хотьбы на другие виды восприятия и активности.
1. Стоя на месте с закрытыми глазами (слушать музыку и расслабляться).
Отключите телефон. Установите сигнал (не громкий, и не резкий) будильника так, чтобы он оповестил вас об окончании медитации, скажем через один час. Включите спокойную музыку, не громко. Станьте прямо в расслабленой стойке с прямой спиной, не перекрещивая руки и ноги, закройте глаза. Наблюдайте свое новое положение, свои мысли, отпустите их, пусть они текут сами собой, отстранитесь от них. Не открывайте глаза до того момента как услышите сигнал будильника.
2. Стоя на месте с закрытыми глазами (на сеансе Космоэнергетики у целителя).
3. Активная деятельность с закрытыми глазами (самостоятельно).
Когда вы дома одни, установите сигнал (не громкий, и не резкий) будильника так, чтобы он оповестил вас об окончании медитации, скажем через один час. При этом нужно позаботиться, чтобы вы могли услышать сигнал будильника из любого места в доме. Закройте глаза и не открывайте их до конца практики. Можете делать любые привычные действия, попробуйте пройтись, сесть, лечь, но не задерживайтесь надолго в положении сидя или лежа без каких либо действий. Попробуйте переодется, принять ванну, выпить воды или поесть. Не предпринимайте никаких действий которые опасно выполнять в слепую: не берите в руки колющие или режущие предметы, не включайте нагревательные приборы. Если зазвонит телефон можно снять трубку и поговорить, но при этом не открывайте глаза. Исследуйте окружающее пространство на ощупь, можно сделать какие-нибудь физические упражнения.
4. Активная деятельность с закрытыми глазами (со "зрячим" помощником).
Договоритесь с близким человеком о том, чтобы он был вашим "повадырем" на время активной медитации. Пусть он засечет время длительности медитации, скажем один час. Закройте глаза, возьмите за руку помошника и выйдите с ним из дома на улицу. Лутше если это будет не очень людное место, погуляйте с ним держась за руку, побеседуйте о чем-нибудь. Попробуйте выполнять свои обычные действия, которые можно выполнять с закрытыми глазами. Воспользуйтесь помошником насколько это возможно.
5. Хотьба на четвереньках (на коленях и локтях).
Приобретите пласмассовые наколенники и налокотники, которые используются для катания на роликовых коньках. Наденте их и попробуйте "походить" на коленях и локтях на достаточно свободном пространстве, которое не ограничивало бы ваше перемещение. Выберите себе, скажем, круговой маршрут или более сложный и задайтесь целью подвигаться таким образом достаточно долго для того чтобы устать физически, скажем минут 20. Заранее приготовте себе коврик, чтобы можно было подойдя на четвереньках к нему не вставая на ноги лечь и снять "защиту". Ляжте на спину и отдохните расслабив ноги и руки, можно повращать глазами, представив что вы лежите под огромным циферблатом и следите как вращаются стрелки часов, только стрелки должны вращаться достаточно быстро. При этом нужно открыть и расслабить рот.
Карлос Кастанеда. Магические пассы (практика неделания).